Стиль Китч
Стиль китч, как художественное направление в современном искусстве, появился сравнительно недавно. Само слово «der Kitsch» с немецкого переводится, как «халтура, безвкусица». Это одно из самых ультрасовременных течений, основной идеей которого является насмешка над культурой, стилями и традициями прошлых веков. Направление стиля Китч сродни нигилизму, который отрицает «все и вся». Этот стиль предполагает возведение безвкусицы в ранг основополагающего принципа, когда используются, казалось бы, совершенно не сочетаемые детали.
Стиль китч является своеобразным переломным моментом в истории и культуре общества, когда привычные образцы хорошего тона подвергаются осмеянию и полному игнорированию, а новый определенный стиль еще не выработан. Обычно мода на такие вещи всегда не долговечна. Но это не значит, что стиль китч не находит сегодня своих сторонников – всегда есть люди, которым нравится шокировать окружающих, приковывать к себе внимание сумасшедшими выходками и полным отрицанием общественных порядков. Такие личности сразу выделяются из толпы — они странно и вызывающе одеваются, их поведение порой вызывает недоумение, а порой и шок у добропорядочных обывателей. И стиль китч как нельзя более точно отражает их экспрессивную духовную сущность.
Как правило, стиль китч в интерьере рождается от самой вопиющей бедности или от огромного богатства и пресыщенности. Но в любом случае — это способ выразить свою неординарность и пренебрежение общественным мнением. Чрезмерно богатые клиенты зачастую требует от архитекторов украсить своё жилище по их собственному индивидуальному, иногда весьма специфическому, вкусу. Зато они твердо уверены в собственной правоте и исключительности. Вот и появляются «перлы», когда карнизы в помещении украшаются лепниной, в дверных проемах красуются псевдоантичные статуи, часто имеющие портретное сходство с хозяевами помещения, на полу выложена мозаика в восточном стиле, а на темно-синем потолке фосфорицируют звезды. Чаще всего, в силу художественной безграмотности или просто нежелания вникать в детали, гости не замечают подделки и уверены в безупречной изысканности преподнесенных на обозрение деталей интерьера.
Стиль китч, появившийся как неумелое подражательство благородным образцам, был свойственен дореволюционным гостиницам, которые всегда стремились походить на лучшие дома Петербурга. Для их оформления дорогой бархат заменялся на дешевый плюш, картины заказывались базарному мастеру с обязательным требованием сохранить сюжет, вместо позолоты использовалась бронзовая краска, а мраморные колонны и барельефы просто рисовались на стенах. Это и есть типичный вариант интерьера в стиле китч.
Как стиль в искусстве, он тяготеет к созданию произведений-насмешек и вещей-отрицаний, что дает возможность создавать ведущим мировым дизайнерам уникальные шедевры-пародии. И здесь нельзя не упомянуть о нашумевшей Миланской мебельной выставке 2002 года. Эпатажный, изысканный китч этой выставки поразил эстетов всего мира. Один из корифеев данного стиля Филипп Старк создал неповторимую коллекцию «Шрамы роскоши», в которой ножками для стола стали забавные гномы, а люстра специфической формы превратилась в своеобразные стеклянные полки, внутри которых играли разноцветными огнями хрустальные плафоны.
Китч от бедности и аскетизма имеет несколько другой облик. Духовно он ближе к стилистике граффити. В оформлении помещений в этом стиле можно встретить полиэтиленовые детали, настенную живопись, выполненную краской из аэрозольных баллончиков, самодельные перегородки, мебель, найденную на свалке. В таком интерьере ирония зачастую переходит в агрессию. Находиться в таком помещении обычному человеку бывает достаточно сложно — для этого требуется определенное состояние души.
Особо надо отметить, что стилистика китча в одежде весьма популярна у деятелей нашей современной эстрады. Они выражают себя при помощи совершенно уникальных одеяний, татуировок, оригинального грима, ярких аксессуаров и т.д. Все это рассчитано на то, чтобы удивить, шокировать публику и надолго остаться в памяти зрителей. На сегодняшний день ведущими модельерами, которые работают в данном стиле, являются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд.
На Западе, где отношение к искусству всегда более свободное и лояльное, в последние годы появилось определенное понятие – «народный дизайн». Оно предполагает наличие в любом человеке собственной эстетики и ценного потенциала, который только надо суметь проявить. Поэтому здесь ничего не стоит почувствовать себя дизайнером – можно просто оборвать обои и закрасить пробелы под красочные трафареты или обмотать ножки мебели цветной изолентой. И все же изысканный эпатажный китч требует хорошего вкуса и знаний художественной стилистики. Поэтому если вы решили оформить свое жилище в этом неординарном и насмешливом стиле, дизайнеры компании РЕМВК помогут вам воплотить идеи в жизнь и создать обстановку, в которой вы будете чувствовать себя максимально комфортно.